«Плейбэк — пространство, в котором каждый может найти себе место и найти себя».

Плейбэк театр – это одна из форм современного неклассического театра, где основой театрального перформанса являются истории, рассказанные зрителями из зала, а актеры в спонтанной импровизации разыгрывают их на сцене. Рассказанные истории могут быть совершенно разными: небольшими зарисовками из жизни, сильными чувствами, которые рассказчик испытывает прямо сейчас, мечтами, фантазиями, снами, событиями и историями с многими персонажами и сложным сюжетом. Главное в них то, что рассказчику хотелось бы ими поделиться с другими людьми.

Плейбэк театр — это самостоятельное направление театрального перформанса, которое вот уже много лет развивается независимо, хотя его и пытаются отнести то к театру импровизации, то к психодраме, то к психологии, то к психотерапии. Конечно же человеческие чувства и эмоции занимают в Плейбэке основное место, и, в некотором смысле, Плейбэк можно назвать театром психологической импровизации, психологическим или социальным театром.

Плейбэк — очень гибкий жанр. В нем есть место всему и всем. Плэйбэк позволяет реализовать потребность в спонтанном проживании чувств, эмоций и фантазий, в живом открытом общении и взаимодействии, как актерам, так и зрителям. И при всей спонтанности, плэйбэк театр обладает чёткой структурой, позволяющей проявить переживания каждого отдельно участника и воплотить их в сценической игре и ритуалами, с помощью которых создается особая безопасная атмосфера для проявления глубоких чувств и личных историй зрителей. Представление о плейбэке, его возможностях и красоте в том, что этот жанр только с виду прост, но за внешней простотой и легкостью стоит много вложенных сил и большая работы актеров-плейбэкеров для зрителя.

Важно отметить так же, что Плейбэк изначально задумывался не только как новая форма театрального перформанса, но и как форма открытого социального диалога между людьми и группами. А в диалоге у разных голосов есть одинаковое право прозвучать. Плейбэк в мире.

Сегодня Плейбэк театр распространен во всем мире как форма «умного» развлечения, как форма уникальной встречи искусства и жизни, как форма «оживления жизни». Помимо этого Плейбэк действительно является хорошим инструментом социального диалога: он поддерживает людей в развитии, помогает исследовать и актуализировать отношения в различных сообществах, социальных группах и между ними.

«Есть много людей, которых всегда не слушают. Еще больше тех, чьи истории кажутся другим слишком ужасными по тем или иным причинам и их не хотят слышать. Наша миссия в том, чтобы обеспечить каждому возможность быть услышанным…» Джонатан Фокс.

Идеи Плейбэк театра стали вдохновляющими для многих, и сегодня труппы Плейбеэ работают в разных точках земного шара, а Международная Ассоциация Плейбэка объединяет плейбэк-практиков из разных стран мира.

Как человек вот уже 8 лет занимающий плейбэком, на этот вопрос я отвечу, со всей прямотой: плейбэк это чудо! В это время, в этом месте, чудо случается между актерами и зрителями, рассказчиками и слушателями, здесь и теперь, чтобы остаться в памяти, в переживаниях… Это чудо, которое невозможно сотворить, оно может только случиться с нами… И повторить его невозможно. В другой раз это будут уже другие люди, с другим настроением, с другими историями и место будет уже немного другим и актеры… И если чудо снова случится, то это будет уже другое чудо. Но гарантировать, что если совершить определенные действия в определенной последовательности, сказать заветные слова, то чудо обязательно случится, я не рискну. Может случиться, а может и нет… Это просто происходит…

Хотите увидеть и узнать о плейбэке больше?
Тогда приходите и посмотрите сами. Но только не забудьте взять с собой и свои истории, а мы, актеры плейбэка будем ждать вас. До встречи!


Алексей Белокуров
Актер «Театра Зрительских Историй»